Правила правильной эксплуатации шин
В своей работе полевые инженеры компании Michelin и ТОО «Kaz T-Rema» часто сталкиваются с вопросом правильной эксплуатации техники и влияния ошибок эксплуатации шин на сельскохозяйственное производство в целом, поэтому они решили поделиться своими наблюдениями, а также опытом эксплуатации и анализа эксплуатации шин, обретенного за многие годы работы в сельскохозяйственной отрасли.
Шины как свидетели «преступления»
По состоянию шин можно понять, какие были допущены ошибки при эксплуатации, и главное - своевременно и правильно интерпретировать аномалии, происходящие с шинами. Это поможет значительно сократить издержки на эксплуатацию и ремонт техники.
Немного теории
В сельскохозяйственной технике шины выполняют три основные функции: трансформация крутящего момента в движение, обеспечение направления движения, а также играют роль амортизаторов. Эти задачи усложнены:
- Высокой нагрузкой, порой циклически изменяющейся (бункер или прицеп при наполнении и разгрузке значительно изменяет нагрузку на шины). При работе на склонах нагрузка также изменяется.
- Агрессивной средой. Воздействие химикатов, жёсткая стерня, острые предметы (утерянные рабочие органы орудий, камни или просто острые кромки пересушенных кусков почвы).
- Высокое тяговое усилие, создаваемое орудиями.
- Влажная и мягкая почва, налипающая на шины и изменяющая тяговые и рулевые характеристики шин.
- Различные условия эксплуатации, перегоны по твердой поверхности и работа на рыхлом грунте.
Большинство этих функций должны быть обеспечены шиной при минимальном давлении в них: 0,4-4,4 бара, так как для нормального развития корневой системы, а также обеспечения максимальной тяги необходимо максимально возможное пятно контакта.
Для начала разберемся с правилами эксплуатации шин на технике:
- Шины по размеру или допустимой нагрузке должны соответствовать модели самоходной машины. Думаем, стоит пояснить, что это означает: установленные шины должны по своим нагрузочным и геометрическим характеристикам соответствовать тем шинам, которые омологированы производителем транспортного средства и определены индексами нагрузки и скорости, например 143А8 (допуск по нагрузке), RCI - «Номер группы шин», представляющий собой классификацию шин по их внешнему диаметру (его можно посмотреть в каталогах производителя шин).
- Установка на одной оси шин различных размеров, конструкций, моделей и с разными рисунками протектора не допускается. Несмотря на то, что все шины разных марок и моделей сгруппированы по типоразмерам, например 710/70R42, типоразмер является не точным обозначением геометрических размеров шин, а стандартом для их взаимозаменяемости.
- Давление в шинах не должно превышать значение, указанное в маркировке шин. Разность давлений в левых и правых шинах должна быть не более 0,01 мегапаскалей» (0,1 кг/см2). Максимально допустимое давление в шине редко указывается в маркировке (его можно посмотреть в каталогах шин), но и недостаточное давление влияет на безопасность транспортного средства.
Приведем несколько типичных аномалий, встречающихся на сельскохозяйственных шинах. Первая и, наверное, самая распространенная - «пилообразный» износ протектора. Проявление данного типа аномалий связано с чрезмерным проскальзыванием колес относительно поверхности почвы. И вызвано оно чаще всего может быть:
- Превышением давления в шинах. При этом пятно контакта недостаточно для обеспечения тяги.
- Несоответствием тягового усилия, соз-даваемого орудием, и массы трактора. Иными словами, недостаточная или неправильная балластировка трактора.
- Трактор не соответствует используемому орудию или глубина обработки слишком высока. Часто из-за несогласованности в работе между инженерной и агрономической службами, заданные операции не соответствуют возможностям трактора или орудия (например, вспашка на глубину 35-40 см за один проход, да еще и на переуплотненной почве).
- Типоразмер шин не соответствует данному типу операций. Например, выполнение основной обработки почвы на стандарт-ных полнопрофильных шинах, таких как 420/85R30, 480/80R46 или 520/85R42).
- Нарушением передаточного отношения трактора, установленного производителем транспортного средства. Такое случается из-за ошибки подбора шин при переходе на другой типоразмер, эксплуатации шин с разным износом протектора (например, на передней оси новые шины, на задней - изношены на 60-70%.) Так как допусков по разности остаточной глубины протектора между осями не существует, рекомендую менять шины комплектом.
Какие же неприятности приносят выше описанные ошибки?
В первую очередь, пилообразный износ - это индикатор повышенного расхода топлива при пробуксовке трактора 20% (норма 6-15%), увеличение расхода топлива может составить от 5-10%, мы часто встречаем пробуксовку 30 и даже 40%.
Кроме того, при повышенной пробуксовке происходит сдвиг почвы и как следствие образуется уплотнение верхнего слоя, что в итоге негативно отражается на урожайности. И в целом, так как пробуксовка часто вызвана превышением давления, то высокое давление в шинах негативно отражается на урожайности. Кстати, информацию о том, какая же нагрузка на почву допустима, вы можете посмотреть в довольно свежем ГОСТе - Р58655-2019. Влияние шин на урожайность - тоже отдельная и емкая тема, которую следует разбирать более подробно.
Когда трактор работает с чрезмерной пробуксовкой, вы тратите ресурс, не производя никаких работ. Поэтому регулярно контролируйте соблюдение правильного давления в шинах, при замене шин соблюдайте правила монтажа их на оси, учитывая остаточную глубину протектора, его тип (R1 или R1W), при замене шин не комплектом учитывайте - а лучше измеряйте - передаточное отношение полноприводного трактора. При составлении технологической карты учитывайте не только каким трактором вы будете выполнять ту или иную операцию, а еще на каких шинах и каком давлении, ну и, естественно, контролируйте выполнение этих условий.
По всем вопросам продажи и сервисному обслуживанию обращайтесь ТОО «KAZ T-REMA INTERNATIONAL».
<< Назад