Как канадский трактор стал российским
Проект Ростсельмаш по созданию тракторного производства — яркая иллюстрация прогресса отечественного машиностроения. Главные достигнутые результаты — появление доступной по цене российской техники, не уступающей мировым аналогам, а также создание соответствующей качественной компонентной базы.
Собственное производство тракторов открыло перед Ростсельмаш новые перспективы развития.
За относительно короткий срок в три года на предприятии налажен выпуск агромашин нескольких серий с высокой степенью локализации, а также производство 15 компонентов и 1099 деталей. Поставщиками нового производства также стали несколько десятков отечественных «смежников», которые подтянули свой уровень до необходимых стандартов качества. Главный бестселлер, трактор RSM 2375, получил нужные в российских условиях доработки и сегодня по праву могут называться отечественной машиной. Рынок тракторов в России далеко не насыщен и оценивается в 25 тыс. единиц ежегодно. Чтобы удовлетворить его потребности, в ближайшем будущем Ростсельмаш собирается строить новый тракторный завод способный выпускать в три раза больше техники.
Основа сельхозмашиностроения
Известно, что полноценное тракторное производство на Ростсельмаш возникло в 2016 году, когда для этого появились необходимые экономические предпосылки. Этому предшествовало несколько важных событий.
Еще в 1999 году активы предприятия выкупил холдинг «Новое Содружество». Его новые владельцы осознавали, что для становления компании в новых условиях необходима модернизация существующего производства, а также поиск новых путей развития, связанный с расширением продуктовой линейки. Одним из направлений этого развития стал план по организации тракторного производства, которое позволило бы составить достойную конкуренцию крупным сельхозмашиностроительным транснациональным компаниям, активно осваивающим российский рынок (например, John Deer, Case или New Holland). Ростсельмаш должен был стать предприятием, производящим все основные виды сельхозтехники широкого спектра применения. После исследований рынка руководство пришло к выводу, что тратить время и ресурсы на создание с нуля нового производства нецелесообразно. Поэтому оптимальным вариантом виделось приобретение готового актива.
В 2007 году «Новое Содружество» купило канадского производителя тракторов «Buhler Industries Inc», выпускавшего широкую линейку тракторов под брендом VERSATILE. Свой выбор в пользу VERSATILE руководство холдинга объясняло производственным потенциалом канадского предприятия, который позволял выпускать технику мощностью от 190 до 620 л. с. Тракторы VERSATILE хорошо известны на всем североамериканском континенте. По агроклиматическим условиям Канада похожа на Россию, поэтому техника, созданная там, отлично подходит для эксплуатации в российских условиях.
В 2009 году Ростсельмаш наладил сборку популярной модели VERSATILE 2375 в Ростове-на-Дону. Объем локализации производства тогда составлял 10%. По сути это была «отверточная» сборка машкомплектов, завозимых из Северной Америки. Прорабатывался и вопрос полного переноса тракторного производства в Россию. В 2013 году президент России Владимир Путин на одном из отраслевых совещаний прямо спросил президента ассоциации «Росагромаш», главу промышленного союза «Новое Содружество» (в него входит Ростсельмаш) Константина Бабкина, что мешает предприятию наладить производство тракторов в России.
В опубликованном затем в СМИ ответе Константин Бабкин подробно раскрыл причины, по которым на тот момент это было невыгодно. Он сравнил характеристики налоговой системы Канады и России в части оплаты труда персонала, сослался на экономическую нецелесообразность такого переноса, так как он ведет «либо к прямым убыткам, либо к росту цены на продукцию». Всего было упомянуто 10 причин, которые не позволяли осуществить перенос — начиная от стоимости трудовых ресурсов и кредитов, и заканчивая обеспечением стабильного спроса на сельхозтехнику и «атмосферой ведения бизнеса» (так в оригинальном тексте Бабкина).
Правительственные меры и новое «окно возможностей»
В 2015 году ситуация в российской экономике кардинальным образом изменилась. Из-за наступившего экономического кризиса в нашей стране произошла девальвация национальной валюты — рубля. Стоимость машинокомплектов из Канады соответственно выросла. Ранее, в 2013 году, в России была принята долгосрочная программа поддержки сельхозтоваропроизводителей. В частности, правительство России утвердило новые правила предоставления субсидий аграриям на покупку техники — так называемое постановление №1432. Аграрии получали субсидию на покупку отечественных машин, составляющую от 15 до 30% от их стоимости, а государство затем возмещало эти средства машиностроителям.
Если в 2013 году объем таких субсидий составил 400 млн рублей, то в 2014 году – 1,6 млрд рублей, в 2015 году – 5,2 млрд рублей, в 2016 году – 11,2 млрд рублей, а в 2017 году объем субсидий составил более 15 млрд рублей.
В 2015 году Правительство РФ также заложило средства (порядка 20 млрд рублей) на ускоренное замещение импорта, докапитализацию Росагролизинга и субсидии заводам, производящим сельхозтехнику. Большой объем средств (свыше 50 млрд рублей) направили и на компенсацию прямых понесенных затрат при строительстве и модернизации объектов АПК, а также на покрытие части затрат на обслуживание инвестиционных кредитов для аграриев. Всего на реализацию различных программ в агросекторе были направлены огромные средства — свыше 230 млрд рублей.
Руководство Ростсельмаш посчитало, что это удобный момент для создания полноценного производства тракторов в Ростове-на-Дону.
На предприятии был разработан план по локализации, связанный с постановлением правительства №719 от 1 октября 2015 года о критериях отнесения промышленной продукции к российской, что позволило бы рассчитывать на получение субсидий от государства. Согласно ему, тракторы и самоходные комбайны считаются отечественными, если в стране локализовано минимум 14 технологических операций (с 2020-го их число увеличивается до 15).
Новое производство и выбор бестселлера
Под новое тракторное производство на территории Ростсельмаш было создано несколько дополнительных сварочных и механосборочных участков, а также полностью реконструирован сборочный корпус площадью более 6 тыс. кв. м, который оснастили и организовали с учетом современных производственных технологий.
Выпуск локализованного российского трактора решили начать с модели VERSATILE 2375. Как рассказал директор департамента маркетинга Ростсельмаш Максим Нахабо, исследования специалистов компании показали, что это универсальная машина, которая востребована среди отечественных аграриев и идеально подходит для подавляющего большинства хозяйств России (в среднем земельная площадь хозяйств в России — 7,5 тыс. га на одну организацию и 200 га на одно фермерское хозяйство, по данным Росстата). Модель обладает рядом других неоспоримых преимуществ, среди которых надежность, тяговитость, экономичность, производительность, простота эксплуатации. В ней минимум электроники, что делает ее доступной широкому кругу потребителей.
Первые машинокомплекты 2375 собирали еще с 2009 года. Объем производства тогда составлял до 100 машин в год. В первые полгода после мая 2016 года, когда, наконец, стартовало полноценное производство, собрали 50 машин производственно-экспериментальной партии, первые четыре машины были копией канадского 2375. Далее — опытно-экспериментальная партия, в которой применялись уже российские комплектующие, не уступающие по качеству мировым стандартам. Затем пошли и некоторые опциональные изменения. К концу года предприятие выпустило уже более 160 энергонасыщенных тракторов.
Основываясь на опыте эксплуатации первых машин и отзывах клиентов, решено было внести ряд «локальных» нововведений. Например, добавить возможность агрегирования с любыми орудиями и упростить обслуживание трактора в полевых условиях (например, возможность продувать радиатор и фильтры).
«Для внедрения новых опций, которые теперь доступны в базовой комплектации, была создана своя программа развития, — говорит Максим Нахабо. Речь, например, идет о пневмокомпрессоре, пневмотормозах прицепа, улучшении гидравлической системы до производительности 220 л в минуту, внедрении собственной системы дистанционного мониторинга Agrotronic. Была создана и новая модель этой же серии (RSM 2400), обладающая большей производительностью мощностью двигателя.
Конструкторская задача
В 2016 году, перед началом производства тракторов Ростсельмаш конструкторское бюро предприятия, отвечающее за это направление, было усилено новыми кадрами, перед которыми поставили новую задачу — просчитать локализацию трактора с применением отечественных комплектующих, которые по качеству не уступали бы оригинальным. Ему предстояло доработать конструкцию модели с учетом предстоящего опционального насыщения под нужды отечественного потребителя и требования российского рынка. Переход на узлы и агрегаты отечественного производства должен был снизить стоимость готовой машины на 20-30%. Эта цель в итоге и была достигнута. В задачу конструкторского бюро входила разработка конструкторской документации в соответствии с ГОСТом и другими нормативными документами, которые приняты в России.
На первом этапе в бюро работало всего пять человек: электрик, гидравлик, ведущий инженер-конструктор, конструктор первой категории и второй категории. Однако затем, когда, уже были утверждены планы по локализации и расширению линейки тракторов, потребовалось создание нескольких специализированных конструкторских бюро. Сейчас их три (по количеству серий тракторов Ростсельмаш): бюро шестого класса тракторов (серия 2000), бюро восьмого класса тракторов (серия 3000) и бюро классических тракторов (серия 1000).
Основную проблему при локализации сборки представляла разная система мер. В России, как известно, она метрическая, а в Канаде используется американская (дюймовая). Отсюда же вытекал и ряд других проблем, например, связанный с сортиментом стали. В канадском тракторе толщина листа стали для рамы была 12,7 мм, а в России подходящая по толщине сталь выпускается толщиной 12 мм. Это вызывало некоторые трудности в процессе проектирования. Но проведенные сравнения прочностных характеристик различных видов стали, а также последующие испытания позволили подобрать сталь соответствующую всем необходимых характеристикам по прочности и качеству. Также конструкторами Ростсельмаш была разработана опциональная рамка быстрой сцепки, которая значительно упростила работу с навесным оборудованием.
Как проходила локализация
Производство компонентов высокого качества — одно из «узких мест» в отечественном машиностроении. Найти на российских просторах поставщика таких комплектующих — задача нетривиальная для любого предприятия. Собственная компонентная база для отечественного машиностроения – проблема, признаваемая на государственном уровне. Между тем, надежность работы сельхозтехники целиком зависит от смежников. Ситуация усложняется еще и тем, что в сельскохозяйственном машиностроении не такие крупные объемы производства, как, скажем, в автопроме. Поэтому выполнить небольшой по меркам автозаводов заказ партии комплектующих очень сложно. Чем быстрее развивается компонентная база, тем быстрее можно разрабатывать новые виды техники и внедрять передовые разработки.
Ростсельмаш решал проблему по двум направлениям: организовывая производство отдельных компонентов у себя, а также подбирая поставщиков, которые могли бы соответствовать требуемым стандартам качества. Локализация на предприятии началась с производства металлических деталей конструкции — передней и задней рамы, каркаса кабины и кронштейнов. Подобрали российский аналог металла, раскройку которого наладили на смежном предприятии — Ростовском прессово-раскройном заводе, которое входит в ГК Ростсельмаш и находится на территории предприятия.
Непростой задачей была и локализация компонентов гидравлических систем и деталей сложной механической обработки. В их числе корпусное литье мостов, производство валов и шестерней. Но в итоге их производство частично наладили на Ростсельмаш, а частично — на других предприятиях по всей России.
После металла перешли к закупке российских пластиковых деталей интерьера и экстерьера, установке системы гидравлики, затем электрики. Потом подошла очередь и производства собственных стекол.
Где это возможно, некоторые узлы и детали трактора унифицировали с комбайновыми. Это главным образом касается метизов, а также рукавов системы гидравлики и колес.
Сейчас на предприятии осуществляется сборка, сварка и покраска несущей рамы, а также производство мостов, сборка и окраска элементов экстерьера, производство кабины (включая раскрой и гибку заготовок, сварку, сборку и окраску). Монтаж и покраска моторного агрегата, осей и мостов, трансмиссии, навесного устройства. Монтаж системы электрооборудования, сборка и монтаж гидрооборудования.
С 2016 года на Ростсельмаш было локализовано около 15 компонентов (1099 деталей), а также составлены проекты по локализации еще 54 направлений компонентов, которые используются в производстве.
По данным Ростсельмаш, 1190 изделий покупается у сторонних предприятий. Географию поставок наиболее крупных деталей иллюстрирует плакат, который сегодня висит в тракторном цехе предприятия. На нем изображена карта страны с городами, где производят детали для трактора. Это в общей сложности 14 городов. По сути это позволило решить важную государственную задачу по созданию отечественной компонентной базы высокого уровня.
Сегодня степень локализации трактора «Ростсельмаш 2375» составляет свыше 70%. Это означает, что в России производится большая часть компонентной базы этой сложной техники. Оставшиеся проценты отведены под двигатель и коробку передач (трансмиссию) иностранного производства. При этом Ростсельмаш уже запустил проект по локализации трансмиссии японского производства, используемой в его тракторах (об этом ниже).
В поисках персонала
Привлечение персонала под новое производство — отдельная задача, которую приходилось решать, как выделяя небольшую группу людей на самом Ростсельмаш, так и набирая людей, имевших опыт работы на других машиностроительных предприятиях страны. Во многом успешное выполнение этой задачи стало возможным благодаря грамотной работе кадровой службы Ростсельмаш. Еще во время запуска серии 2375 определилось ядро – специалисты, которые прошли обучение на тракторном заводе в Виннипеге (Канада). Они были закреплены за разными участками с тем, чтобы передать знания новым коллегам.
Что касается новых сотрудников, то приоритет был отдан тем, кто работали на производстве. Соискатели приезжали в буквальном смысле со всех концов России. Особенно ценились специалисты, имеющие опыт работы с крупногабаритными узлами и деталями. Например, на собеседование пришел сотрудник Волгоградского тракторного завода, который производит технику (боевые машины десанта) в интересах Минобороны. Таких специалистов сегодня осталось крайне мало, поэтому он и получил работу на Ростсельмаш.
Сейчас в тракторный цех набран молодой коллектив (средний возраст 26-28 лет), который быстро впитывает все новое и постоянно обучается без отрыва от производства. За одну смену сотрудники цеха собирают 5-6 машин. Всего же в интересах производства сейчас задействовано свыше 180 человек.
Особенности продуктовой линейки
Модель 2375 создана для средних и крупных хозяйств, которым требуется быстрая обработка сельскохозплощадей. Трактор с шарнирно-сочлененной рамой отлично подходит для перетаскивания тяжелых широкозахватных агрегатов, обладая при этом отличной маневренностью. Его используют для работы с почвообрабатывающими устройствами, которые могут выполнять и глубокую, и поверхностную почвообработку в соответствии с любыми известными технологиями.
В октябре 2018 года производство расширилось за счет новой модели — трактора RSM 2400, более мощной версии 2375.
Владельцы тракторов Ростсельмаш на просторах СНГ и России ценят их за пять основных характеристик: простоту, производительность, надежность, экономичность и неприхотливость. Благодаря особенностям конструкции модель 2375, например, может проходить по местности, по которым невозможно было бы пройти тракторам, оснащенным классической рамой.
Конструкторы Ростсельмаш усовершенствовали разработку 2375. В частности, переработали управление трактором, сделали его обслуживание более удобным для механизаторов, доработали гидравлику.
В феврале 2019-го компания приступила к выпуску опытно-промышленной партии самых мощных тракторов 3000-й серии. В мае их начали выпускать серийно. Тракторы этой серии мощностью от 440 до 583 л.с. с высоким уровнем локализации, стоят на 20-30% дешевле импортных аналогов. Ростсельмаш является единственным в России производителем агромашин такой мощности. Наиболее интересны они хозяйствам с площадью пашни от 2,5 тысячи га.
Новые сельхозмашины Ростсельмаш, кроме России и Казахстана, планирует поставлять в страны Африки, Азии и Австралию. Трактор 3000 серии в базовой комплектации, в которую входят двухместная кабина, многофункциональный джойстик управления и цветной монитор, круиз-контроль, радар скорости, производительная гидравлическая система, блокировка межколесных дифференциалов, спаренные колеса, система дистанционного мониторинга Agrotronic, делает предложение Ростсельмаш одним из самых привлекательных на рынке.
Планы на будущее: своя трансмиссия и тракторный завод
Сегодня на Ростсельмаш идет реализация совместного проекта с японским производителем трансмиссий Okubo Gear. Закуплена документация на ручную коробку передач (для модели 2375), производство которой будет налажено на предприятии уже в сентябре. Локализация этого узла будет проходить в три этапа: организация сборки, изготовление литых корпусных деталей, а затем и полный цикл сборки с изготовлением шестеренок и валов. Полностью завершить процесс локализации планируется к 2021 году. Дополнительно будет создано 50 рабочих мест. До недавнего времени Okubo Gear поставляла на Ростсельмаш около 700 трансмиссий в год для моделей RSM 2375 и RSM 2400. Очевидный эффект от этого проекта – снижение стоимости продукции, загрузка мощностей предприятия и дальнейшее углубление локализации, позволяющее развивать отечественную компонентную базу.
В среднесрочной перспективе компания планирует закрыть потребности во всех сегментах тракторов, почвообрабатывающей и посевной техники. Для выполнения этой программы возможностей одного тракторного цеха уже недостаточно. Поэтому в группе Ростсельмаш принято решение построить отдельный специализированный завод по выпуску всей линейки тракторов. Этот проект планируется реализовать в ближайшие несколько лет в Ростове-на-Дону на площадке ныне заброшенного завода «Копнитель», который простаивал недостроенным в течение 30 лет. Расчистка территории и подготовка нового производства может обойтись, по разным оценкам, в 2-3 млрд рублей. В итоге завод получит новое современное предприятие общей производственной площадью 42 000 кв. м.
На площадях расположится множество цехов, включая окрасочный, сварочный, сборочный и складские помещения, учтен и резерв на реализацию дальнейших планов. Из принципиально важных решений, которые уже приняты, изменение высоты цехов: «Копнитель» строился двухэтажным (до 24 метров). Такая высота неэффективна с точки зрения энергозатрат. Высота заводских зданий будет занижена до 11-12 метров. Предстоит разборка и демонтаж ферм, колонн, обработка, сборка и установка. После запуска завод будет выпускать 10-15 машин в смену на разных конвейерах (сейчас это один конвейер, на котором собираются разные серии).
Рынок тракторов — непаханое поле
По оценкам Ростсельмаш, потенциал российского рынка тракторов мощностью 430-600 л. с. составляет примерно 400 единиц в год. Точное количество агромашин, которые произведет в этом году Ростсельмаш, будет определено позже. Сейчас предприятие полностью закрывает потребности аграриев в тракторах мощностью 250-583 л. с.
Потенциал рынка тракторов различной мощности для сельского хозяйства (без учета мотоблоков) эксперты оценивают примерно в 25 тысяч машин ежегодно. Чуть более 30% из них выпускается в России. По данным Росстата, в 2018 году предприятия произвели 7 046 тракторов. Грубо их можно разделить на три почти равные части: российские машины, белорусские машины российской сборки и зарубежные российской сборки. Остальная часть рынка делится примерно поровну между импортом из стран ЕАЭС (в основном, из Беларуси и Казахстана) и импортом из дальнего зарубежья (в основном, из Китая и Японии). Расширение линейки, а также локализация различных серий тракторов, позволит Ростсельмаш не просто укрепить свои позиции, но заявить о себе, как о мощнейшем производителе отечественной сельхозтехники широкого спектра. При этом номенклатура продиктована запросами рынка с учетом имеющегося перечня производимой в России техники.
Производство тракторов отечественной сборки сегодня актуально как никогда. По данным Минсельхоза РФ, обеспеченность российских сельхозорганизаций этими машинами из года в год снижается. В 2018 году сокращение составило 2,7%, а за последние пять лет этот показатель уменьшился на 18,6%. По данным Росстата, в прошлом году на тысячу гектаров пашни приходилось в среднем 2,97 тракторов, в то время как в 2017-м — 3,05 машин. Таким образом, на один трактор приходилось 337 га пашни против 328 га в 2017-м.
Тракторов в хозяйствах России крайне мало даже в сравнении с ближайшими соседями. Так, в Белоруссии на 1 тыс. га пашни приходится более девяти единиц, а в Казахстане — шесть. Что касается передовых стран, то здесь ситуация следующая: в Канаде — 16 тракторов на 1 тыс. га, в США — 26, Китае — 28, Германии и Франции — 65 тракторов.
Эксперты с сожалением констатируют, что, несмотря на ряд позитивных импульсов, общая разобщенность и недостаточность мер не могут привести к стойкому положительному результату. Для изменения ситуации нужна существенная, комплексная и долгосрочная поддержка со стороны государства как самих аграриев, так и российских производителей сельхозтехники.
<< Назад